Русскій детективъ

Объявление



Ссылки:
Сюжет
Правила
Объявления администрации
Акции
Ваши вопросы
Партнеры форума:
Интриги османского Востока
Жизнь двора Екатерины Великой Романовы. Сюжеты русской истории
Атлантик Сити: преступная империя


Добро пожаловать в Российскую Империю времен императора Александра II, в Петербург, открывающийся с темной стороны. Это жизнь "среди убийц и грабителей", с которыми сражаются лучшие сыщики столицы. Подробнее в сюжете и на игровом поле.

Мы рады гостям и новым участникам)

Время в игре: 1873 от Р.Х.

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Русскій детективъ » ­Академия и энциклопедия » Институты благородных девиц и женские гимназии


Институты благородных девиц и женские гимназии

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Вся правда о суровой жизни институток

Основательницей сих учреждений была невестка Екатерины II императрица Мария Фёдоровна. Она мечтала о том, чтобы покончить с дремучим невежеством женщин российского дворянства. Хотела вырастить буквально поколение новых дворянок, наполненных благородными чувствами и мыслями, не разделяющих суеверия своих матерей и бабок. Предполагалось, что новые матери благородного сословия будут растить и более прогрессивных и образованных детей.

Несмотря на название, в институтах благородных девиц образование получали, во-первых, отнюдь не высшее, во-вторых, не только девушки из дворянских семей. Девочки благородного происхождения могли быть приняты на казённый счёт, без оплаты — но на эти места был конкурс. Кто будет учиться из подавших прошения, определял не экзамен, а самый обычный жребий — он назывался баллотировкой. Кроме того, в некоторых институтах определяли на казённое место тех, кто успел прошение подать раньше прочих. Дочери купцов, казачьих офицеров и почётных граждан могли учиться наравне с юными дворянками, но исключительно за свой счёт.

На места, оплачиваемые казной, девочек принимали в возрасте с 10 до 12 лет. За оплату брали и девочек 9 (в подготовительный класс) и 13 лет. Всего им предстояло отучиться семь классов, причём начать с седьмого — он считался самым младшим. А вот выпускницы были первоклассницами. Всего с 1764 года в России было открыто 30 институтов, самым престижным из которых был Смольный. Но и в нём, забегая вперёд, порядки царили примерно те же, что в любом другом заведении.

Прежде всего, большинство институтов были пансионами. Только четыре полуоткрытых института (Донской, Нижегородский, Керченский и Тамбовский) давали девочкам выбор — посещать занятия, приходя из дома, или ночевать в дортуарах. Конечно, были дни, когда девочек могли навещать родственницы. Но большую часть истории учреждений учениц не отпускали на каникулы. Они должны были провести 7-8 лет в стенах института.

В дни посещений ни о каких свободных разговорах не могло быть и речи. Воспитательницы внимательно следили, чтобы девочки вели себя чинно и не проболтались о чём-нибудь неприятном. Письма к родственникам тоже внимательно прочитывались.

Такая изоляция от семьи имела целью изолировать и от дурных нравов, царящих во многих помещичьих домах. Девочки практически не видели никаких других не относящихся к школе людей — например, перед прогулкой учениц в парке парк обязательно закрывали от других посетителей.

Девочки также были совершенно не готовы к тому, чтобы вести хозяйство (а ведь не каждая из них потом выходила замуж за богатого мужчину, способного содержать штат домашней прислуги). Конечно, многим институткам приходилось волей-неволей учиться зашивать платья и бельё, поскольку ткань и швы выдаваемых бесплатно формы и сорочек не отличались качеством.

Настоящим мучением были обязательные к ношению бесплатные казённые корсеты. Вместо стальных пластин они держали форму за счёт изогнутых тонких дощечек. Дощечки скоро начинали ломаться, топорщиться щепой, больно впивались в рёбра и царапали кожу.

В программу также часто включалось домоводство. На уроках девочки должны были готовить простые и полезные блюда, научиться обращаться с продуктами питания, вышивать. На деле кухарка, обучавшая барышень, боялась, что они обожгутся или испортят еду, и девочкам оставалось на уроке только надеяться на свою наблюдательность — руками им не давали делать практически ничего.

Что касается вышивки, хорошей шерсти (и, тем более, шёлка) часть не выдавали. Если девочка не могла попросить у родителей купить расходные материалы, большую часть урока она воевала со рвущимися нитками. Хорошо вышивали только те, кто научился заранее, дома. Но радоваться им не стоило. Часто институтское начальство заставляло умелиц вышивать с утра до вечера, в ущерб урокам, чтобы потом похвастаться, каких мастериц воспитывает, преподнося вышивки девочек в храм или важным людям. Показушность вообще была важнее реальной работы.

О здоровье девочек заботились по самым передовым методикам того времени. В XVIII — XIX веке считалось, что детям полезно наедаться, особенно мясом, и полезно находиться на холоде. Он их делает крепкими и дисциплинированными.

На деле это означало, что девочки жили впроголодь. Кормили их очень скудно. Это влияло не только на телосложение, делая его, как, скорее всего, видели это воспитательницы, изысканно-хрупким. Жизнь впроголодь очень влияла на психику. Мысли девочек постоянно вертелись вокруг добычи еды. Любимым приключением было отправиться на кухню и стащить там немного хлеба. Те, кому родители выдавали деньги, посылали тайком за пряниками или колбасой прислугу, притом посланник брал за свои услуги непомерно высокую цену, пользуясь безвыходным положением детей.

Вплоть до конца девятнадцатого века девочкам предписывалось спать в холоде, под тонким одеялом. Если мёрзнешь, укрыться сверху пальто или надеть что-то было ни в коем случае нельзя — надо было приучаться быть стойкой. Умывались только холодной водой. На уроках девочки сидели в платьях с сильно открытым горлом, без пелеринки, невзирая на время года, а классы зимой протапливались очень плохо. Девочки постоянно болели. Правда, в лазарете они получали возможность поесть вдоволь и согреться, так что болезни, как ни парадоксально, способствовали их выживанию и физическому развитию.

Нередко самые младшие ученицы от нервов и холода страдали энурезом. Таких девочек могли выводить стоять в столовой на глазах у всех с привязанной на шею испачканной простынёй. Считалось, что это её исправит. Помогало мало, но за дело брались одноклассницы. Каждая, кто просыпалась ночью, будила больную подругу, чтобы та сходила в туалет. Но девочек в дортуаре было несколько десятков, и от такой заботы бедняжка страдала депривацией сна и нервным истощением.

Предполагалась и развивающая физическая нагрузка. Каждый день, в любую погоду, девочек выводили гулять, кроме того, они занимались бальными танцами. Однако на прогулках мало где разрешали побегать или просто посмотреть сад. Чаще прогулки превращались в марширование парами по дорожкам, без права на живой разговор, разглядывание цветов и жуков, подвижные игры. Правда, на бальных танцах девушек всё же серьёзно муштровали. Но и они становились мучением, если у родителей девочки не было денег, чтобы купить ей нормальную обувь. Казённая была сделана на кое-как, в ней было больно и неудобно даже ходить, не то, что танцевать.

Танцы предполагалось тренировать на ежегодных балах в честь праздников. На этих балах девочкам выдавалось немного сладостей. В то же время, строго следили, чтобы дети не смеялись громко, не дурачились, не играли. Стоило хоть немного увлечься, разойтись, и праздник сворачивали.

За неумением и невозможностью строить нормальные отношения, девочки постоянно оценивали друг друга по загадочным для внешнего наблюдателя критериям и исходя из оценки выстраивали отношения. Самым понятным критерием была красоты. Старшеклассницы постоянно решали, кто в их кругу первая по красоте, кто вторая и так далее. Считалось, что самые красивые первыми выйдут замуж.

Одних институтки выбирали как объект обожания (учителя или старшую ученицу) и всячески демонстрировали ей свои чувства, порой максимально экзальтированно.

Других наоборот подвергали остракизму и издевательствам. Травля, групповой бойкот в случае каких-то конфликтов или в качестве меры порицания за, например, неумение быстро и аккуратно одеться были нормой. Это никак не пресекалось учителями, а иногда даже поощрялось.

Что касается уровня обучения, хотя в программу входило немало предметов, на деле единственное, что твёрдо знала выпускница института, были иностранные языки. В их отношении девочек муштровали круглосуточно, а вот успеваемость по остальным предметам была почти неважна. Словесности, истории и другим дисциплинам институток учили спустя рукава. То есть невозможно сказать, что выпускницы, хотя и были оторваны от мира, хотя бы блистали зато знаниями.

Путь к образованности был нелегок. В институтах для потомственных дворянок воспитанницы вставали в 6 часов и, с перерывами, занимались «науками» с 8 утра до 8 вечера. В так называемых «мещанских» учебных заведениях занятия, как правило, начинались в 9 часов утра и продолжались до 5 часов пополудни. И так почти ежедневно, на протяжении всех девяти лет в Смольном институте и шести — во всех остальных. До реформы 1861 года не было отпуска к родным даже в каникулярное время.

Некоторый поворот от всех этих обычаев закрытых женских институтов совершился в самом конце девятнадцатого века, когда выдающийся российский педагог Ушинский затеял реформы. Но очень скоро его проект свернули, и мир институток остался прежним.

Администрацию института составляли инспектор, начальница, инспектрисы, преподаватели, преподавательницы (в младших классах) и классные дамы.

источник https://vakin.livejournal.com/2153149.html

Фотоподборка Смольного института БД

0

2

Список женских институтов

в Санкт-Петербурге:

Смо́льный институт благородных девиц Санкт-Петербурга — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране. Первое в Европе государственное высшее учебное заведение для обучения девушек.

Всем воспитанницам института учебное заведение шило особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте — кофейного, во втором — темно-синего, в третьем — голубого и в старшем возрасте — белого.

При обучении особенное внимание обращалось на Закон Божий и языки (отечественный и иностранные). В программу входило также обучение русской словесности, географии, арифметике, истории, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, различным видам домоводства. Главное внимание было обращено на нравственное воспитание.

Женский патриотический институт — учреждён в 1822 г. вместо училища сирот для детей офицеров, погибших в Отечественной войне 1812 года.

Павловский институт

Санкт-Петербургский Николаевский сиротский институт (1834—1917) — женское учебно-воспитательное заведение Ведомства учреждений императрицы Марии в Санкт-Петербурге.

Меща́нское (Алекса́ндровское) учи́лище. В 1765 году при Смольном институте благородных девиц — привилегированном учебном заведении для дочерей дворянской знати, по инициативе И. И. Бецкого открылось отделение «для мещанских девиц» (не дворянских сословий, кроме крепостных крестьян).
По указанию императрицы Марии Фёдоровны, вступившей в руководство Воспитательным обществом, воспитание дворянок и мещанок было строго разделено. В училище стали принимать девочек с 10-11 лет и сократили срок пребывания в нём до 6 лет (с разделением на два возраста — младший и старший), поскольку императрица посчитала, что обучение мещанских девиц должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, матерями и хозяйками».

Совместные с «благородной половиной» собрания больше не устраивались, а лазареты заведений были отделены друг от друга. Императрица сначала отменила обучение мещанок иностранным языкам, но, заметив, что многие из выпускниц становятся гувернантками, повелела вновь ввести преподавание французского и немецкого языков. Главными предметами стали Закон Божий, рукоделие и русский язык.

Лучших учениц по традиции, восходящей к екатерининскому времени, в праздники приглашали в Зимний дворец вместе с воспитанницами дворянских институтов.
Институт находился в ведомстве учреждений императрицы Марии.

Елизаветинский институт (Елизаветинское училище) — учебное заведение для девушек из семей штаб- и обер-офицеров, которые рано осиротели, практически лишившись средств к существованию. Основное занятие воспитанниц состояло в изучении рукоделия.

Санкт-Петербургский Мариинский институт.
В него принимались дочери мелких чиновников или круглые сироты не дворянского происхождения. В 1807 году императрица составила первый устав института, в котором была определена цель воспитания сирот: «сделать из них честных и добродетельных жён, хороших и сведущих хозяек, попечительных нянек или надзирательниц за детьми, и, в случае нужды, надёжных и исправных прислужниц, искусных во всяких женских рукодельях».
В 1811 году был принят второй устав института. В нём был сделан ряд уточнений, в их числе: «теперь должны были приниматься только дети священников, купцов, ремесленников, мещан и нижних канцелярских служителей; пансионерки Государыни были по преимуществу дочери придворных служащих при комнате Ея Величества, „хотя и не сироты“»;
не принимались дети военных для которых предназначались Смольный институт и Военно-сиротский дом. Таким образом, Мариинский институт заботился о женском образовании средних сословий.


источник вики

0

3

http://sh.uploads.ru/t/Xemw0.jpg
Ученица Института благородных девиц, Санкт-Петербург
http://s9.uploads.ru/t/vRN1Z.jpg
Ученица Александровского института благородных девиц, Санкт-Петербург

0

4

ЖЕНСКИЕ ГИМНАЗИИ

Женские государственные учебные заведения в основном имели принадлежность или к Министерству народного просвещения (гимназии и прогимназии), или к Ведомству учреждений императрицы Марии (институты, гимназии и прогимназии – мариинские).

Гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии имели семилетний курс обучения. По окончании выпускницы получали аттестат домашней учительницы, а получившие награду (медаль или книгу) - аттестат домашней наставницы и право без экзаменов поступать на платные педагогические курсы.

В 1862 году был утвержден Устав женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии».

Приведем некоторые формулировки Устава:

1. Состоящие в Ведомстве учреждений императрицы Марии женские гимназии имеют цель…дать детям образование, соответствующее будущим их потребностям.

2. Обучающиеся в сих гимназиях девицы живут у своих родителей или родственников.

4. К посещению гимназий допускаются девицы всех сословий и вероисповеданий, показавшие для поступления в них достаточные познания, в возрасте 9-10 лет.

5. Женские гимназии, находясь в Ведомстве учреждений императрицы Марии, имеют счастье состоять под Высочайшим покровительством их императорских Величеств. Высшее управление гимназиями сосредотачивается в лице главноуправляющего ведомством упомянутых учреждений; ближайшее же заведование оными вверяется Попечителям, Монаршею волею назначаемым.

6. При каждой гимназии состоят следующие лица и учреждения: начальник, главная надзирательница, классные надзирательницы, наставники и наставницы, конференция и хозяйственный комитет.

11. Для содействия главной надзирательнице при каждой гимназии состоят классные надзирательницы: классные надзирательницы …должны быть избираемы преимущественно из вдов, получивших образование в каком-либо институте или гимназии, за неимением же вдов, могут быть определяемы на означенные должности и девицы, по окончании ими полного учебного курса в упомянутых заведениях и по приобретении некоторой опытности в воспитании детей. В исключительных случаях, главноуправляющему собственною Его императорского Величества канцелярией по учреждениям императрицы Марии предоставляется испрашивать соизволения Ее императорского Величества на назначение классными надзирательницами в женских гимназиях ведомства лиц замужних.

21. Учебный курс женских гимназий заключает в себе следующие предметы:

    Закон Божий;
    Русский язык и словесность;
    Французский язык;
    Немецкий язык;
    История;
    География;
    Естествоведение;
    Арифметика и геометрия;
    Начало педагогики;
    Чистописание;
    Рисование;
    Пение;
    Женские хозяйственные рукоделия;
    Танцы.

Из числа сих предметов обучение французскому и немецкому языкам, равно танцам, может быть необязательным для всех учениц…

22. Учебный курс начинается с 7 августа и оканчивается 15 июня.

24. Число учениц в классе должно быть не более 40. В противном случае класс делится на параллельные отделения.

28. Сверх семи классов общего курса при гимназиях могут быть устраиваемы педагогические курсы, в которых бы девицы, окончившие общий курс и предназначающие себя к наставнической деятельности, могли получить специальное педагогическое образование; равно приготовительные классы для элементарного обучения тех детей, кто по своему развитию не может быть принят в низший класс гимназии.

29. Источниками для содержания гимназии служат:

    Плата, взимаемая с учениц за право пользование уроками;
    Постоянные или единовременные для некоторых гимназий пожертвования и другие местные пособия;
    Производимое некоторым гимназиям ежегодное пособие из сумм Ведомства учреждений императрицы Марии.

31. Установленная за учение плата вносится вперед за полгода.

Женские гимназии Министерства народного просвещения с 1870 г. имели свой устав. Обучение в них было также семилетним, был и восьмой класс – педагогический. После семи классов воспитанницы получали аттестат учительницы, с медалью – домашней наставницы. После окончания восьми классов можно было поступить без экзаменов на платные женские курсы. Гимназии также были платными. Система оценки знаний – пятибалльная».

В высшие учебные заведения женщин не допускали вообще.

источник http://www.microarticles.ru/article/zhe … anija.html

0

5

ЖЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

К середине XIX века среди женщин наблюдается массовое стремление к получению высшего образования. Нельзя сказать, чтобы вполне естественное и законное стремление женщин к образованию было встречено в обществе с пониманием.

Однако запретительные меры относительно высшего женского образования были малодейственными. Женщины стали искать его за границей.

Примечательно то, что, когда двери швейцарских университетов были открыты для женщин, первая их поступивших и окончивших курс швейцарского университета (в Цюрихе) была уроженкой России. В 1872 г. число студенток того же Цюрихского университета равнялось 63, из них русских было 54.

В 1871 г. первая женщина была допущена в Цюрихскую политехническую школу на механическое отделение. В 1872 г. одна поступила на химическое и еще одна на механическое отделения. Все три студентки были русскими.

Видимо, опасаясь дальнейшего развития этого процесса, царское правительство в мае 1873 г. отдало распоряжение о незамедлительном возвращении в Россию под угрозой преследования всех русских женщин, обучающихся за границей.

В 1876 г. последовало Высочайшее повеление , которое предоставило министру внутренних дел право разрешать открытие высших женских курсов в университетских городах».

В 1878 г. в Петербурге возникли высшие женские курсы. На них начали принимать окончивших женские гимназии и другие женские средние учебные заведения, дающие право на звание домашней учительницы. Окончание курсов не давало никаких прав. Во главе их стоял К. Н. Бестужев-Рюмин, почему курсы и назывались Бестужевскими. Все лучшие профессора Петербургского университета преподавали на курсах. Многие из них читали лекции сверх положенной платы, другие жертвовали значительные суммы из своего гонорара, ничего не получая ни за экзамены, ни за практические занятия. Помещения для курсов было предоставлено бесплатно. Лекции многими профессорами читались тоже бесплатно. Срок обучения 4 года.

На вновь открытые курсы поступило более 800 слушательниц. С 1879 г. курсы начали получать казенное пособие в размере 3000 руб. в год, а с 1882 – такую же сумму от Петербургской городской Думы.

Высшие женские курсы возникли благодаря огромному стремлению женщин к высшему образованию.

Начало медицинскому образованию женщин в России, правда, узкоспециальному, положено было инструкцией медицинской канцелярии еще в 1757 г. , которой предписывалось докторам и акушерам читать целый коллегиум "о бабичьем деле бабкам и ученицам их".При этом имелась в виду главным образом специальная цель: подготовить опытных акушерок. Первые ученицы этого нового учреждения были назначены присяжными бабками в Москву и Санкт-Петербург для судебных освидетельствований женщин по требованиям присутственных мест. Таким образом, с первого же года появления у нас образованных повивальных бабок они были призваны не только к практической, но и к общественной деятельности по врачебной части».

В 1897 г. в Петербурге открылся Медицинский женский институт.

источник http://www.microarticles.ru/article/zhe … anija.html

+1


Вы здесь » Русскій детективъ » ­Академия и энциклопедия » Институты благородных девиц и женские гимназии


Сервис форумов BestBB © 2016-2019. Создать форум бесплатно