В 1802 г. создается Министерство народного просвещения. Его задачей становится полная реорганизация всего учебного процесса. В 1804 г. были опубликованы результаты работы Министерства: «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственным университетам». Согласно этим уставам, создавалась система администрирования учебными заведениями.

Народное образование делилось на 4 ступени:
— приходские училища;
— уездные училища;
— гимназии;
— университеты.

Все эти этапы обучения были взаимосвязаны. Ректор и профессора университета курировали гимназии, которые входили в округ, контролировали работу директора и преподавателей. Соответственно, директор гимназии курировал работу уездных училищ своего округа, а смотритель уездных училищ – деятельность приходских училищ. Эта система действовала не только в области контроля, но и содержала преемственность учебных программ всех ступеней.

Приходские училища
Срок обучения – 1 год. В них велось обучение детей низших слоев, в которое входило религиозное воспитание, навыки чтения, письма, счета и подготовка к поступлению в уездное училище. Учебников не было, все заучивалось «с голоса» и « назубок». Соединение в одном классе детей 6–7 лет с юношами 14–15 лет, перегруженность (иногда до 70–80 учеников одном классе), нерадивость, а иногда и жестокость учителей создавали атмосферу, непригодную для обучения.

Уездные училища ( в уездных и губернских городах)
Срок обучения – 2 года. Предназначались для детей мелких торговцев, ремесленников, зажиточных крестьян. Их состояние было несколько лучше, чем приходских. Здесь было 15 предметов: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание. Все предметы вели два учителя. Там были более удобные помещения, более грамотные педагоги и хотя бы минимальное количество учебников. Но там процветали зубрежка, розги, педагоги не всегда были профессионально подготовлены. Цель обучения — подготовка учащихся к практической деятельности.

Гимназии (в губернских городах)
Срок обучения – 4 года. Цель обучения – подготовка дворянских детей к госслужбе или к поступлению в университет.
Учебный план гимназии был разносторонним и обширным. В приоритете были общественные науки, отсутствовали религиозные дисциплины. Изучение предметов проводилось по циклам, каждый из которых вел один из восьми учителей. Даже простое перечисление предметов дает представление о широте гимназической программы:
математический цикл (алгебра, физика, тригонометрия, геометрия);
изящные искусства (словесность, то есть литература, эстетика, теория поэзии);
естественная история (ботаника, минералогия, зоология);
иностранные языки (латинский, французский, немецкий);
цикл наук философских (этика);
экономические науки (статистика общая и государства Российского, коммерческая теория);
история и география;
музыка, танцы, гимнастика.

30 учебных часов составляли недельный учебный план. Учебный день: с 8 до 12 и с 14 до 16 часов. В среду и субботу занятия длились с 8 до 11 часов. Для надзора за учащимися учреждались должности классных надзирателей, которые должны были следить за поведением гимназистов в урочное и внеурочное время. Телесные наказания существовали и в гимназиях.

Университеты
Срок обучения – 3 года. Согласно Уставу, разработка учебных планов, выбор ректора, деканов и профессоров производились ученым советом.

отсюда https://www.rosimperija.info/post/391